Отныне все, кому 17 лет назад было не до геймерства, могут осуществить незабываемое путешествие в землю мертвых, где огненные бобры строят плотины из человеческих костей, пчелы устраивают профсоюзные митинги, скелеты умирают прекрасным в мире способом и многое другое. А венцом всего будут головокружительные приключения valiente Manuel Calavera y bella Meche Colomar !
Примечание: Несмотря на почтенный возраст игры и длительного отсутствия его в продаже, целесообразно сделать осмотр не столько ремастера, сколько самой игры (ведь многие могут с ней познакомиться впервые).
Страна Мертвых и не очень
Без всяких объяснений и стартовых меню, игра сразу представляет нам Мануэля Калавера - Смерть (в подавляющем большинстве культур и языков, Смерть мужского рода) и туристического агента одновременно. При жизни Мэнни был знатным негодяем, за что вынужден отрабатывать свои грехи в Департаменте смерти: забирать души только умерших и проводить им инструктаж поведения в потустороннем мире. А заодно оценить, каким образом душа попадет в Девятого мира, где найдет окончательный покой: праведники получают золотой билет на поезд, который домчит их за четыре минуты, а отбросы, мерзавцы, фашисты и маммограмму получат максимум палка для пешей прогулки продолжительностью в четыре года.
В Мэнни дела обстоят откровенно паршиво. Всех благочестивых покойничков забирает себе его конкурент по конторе, а сам Калавера получает худших язычников галактики. Тогда наш герой в отчаянии решается на мошенничество и похищает чужого "клиента". И тут оно все как изгибы Калавера узнает, что в департаменте процветает коррупция, пристает к революционного подполья и готовится к длительному путешествию по следам довольно холодной дамы его сердца.
Том Шейфер - безусловно человек невероятного таланта, однако Grim Fandango продолжает оставаться самым большим его достижением яко сценариста и дизайнера. Умело смешав стилистику латиноамериканского Дня Мертвых (к слову, события игры всегда происходят именно в этот день, 2 ноября) и нуарного кино, вроде «Касабланки», он создал идеальный фон, который можно было намешать всякого: тут тебе и узкоспециализированные демоны, и потусторонняя бюрократия, и откровенные насмешки со современной поэзии, и многое другое. Но все это бледнеет перед крутым замыслу - смертью после смерти . При своей повторной гибели жители Края Мертвых превращаются в цветы. Когда впервые видишь, как скелет медленно пускает побеги и покрывается цветами, не совсем понимаешь, насколько сильную роль эта вещь видигратиме в сюжете игры. Собственно, несмотря ведра искрометного юмора, история Grim Fandango остается достаточно серьезной, а общее количество трупов, присутствующих в игре, может смело потягаться с "творчеством" Макса Пейна.
Т - тайминг
Что касается геймплейу, то Grim Fandango довольно типичной тык-щелк приключением: ходим по локации, обмениваемся шикарнючимы репликами с другими персонажами, собираем предметы и применяем их для решения ситуативных задачек. Ничего архисложно и нелогичного в игре нет, однако несколько загадок имеют интересную особенность - они требуют взвешенного расчета и своевременной реакции. Так, в Каменном лесу, нам придется синхронизировать клапаны насоса, вовремя пережимая шланги с воздухом. А схватка с огненными бобрами в ослабленных игроков может занять немало времени. Да что там, без тайминга вам не получить одного из несюжетных достижений.
В целом же головоломки спланированы так, чтобы не мешать развитию сюжета: локации сравнительно малы, предметов немного, сразу понятно, что нужно сделать. Единственным исключением можно назвать второй раздел в Рубакави: куча промежуточных задач, добрых полтора десятка экранов и повсюду разбросаны предметы. Ситуация на этом этапе игры сильно напоминает оригинальную Resident Evil - Следует продумать оптимальный маршрут, иначе бесполезная беготня между локациями действовать вам на нервы.
Живой звук в царстве мертвых
Так, звуковой компонент игры заслуживает отдельного абзаца. Он ШИ-КАР-НЫЙ! Квесты LucasArts всегда имели замечательную озвучку, однако в Grim Fandango актеры прыгнули выше головы: характерные эмоциональные голоса, яркая южная произношение, где часто выстреливают испаноязычные слова и вопли демона-механика Глоттиса, яркого персонажа игры.
Что интересно, каждый экран имеет свое музыкальное оформление и скомпоновано все таким образом, что при переходе между экранами мелодия не рвется, а плавно перетекает друг в друга. И так, здесь много джаза.
Несколько слов о ремастера
На самом деле, какого радикального обновления игра не претерпела. Так, улучшили качество моделек, добавили правильное освещение, поддержку современных разрешения (хотя и с рамкой) и операционных систем. Однако портят эту картину задники и промежуточные видеовставки, устаревшую разрешение которых даже никто и не думал скрывать. Впрочем, на недостатки внешности можно закрыть глаза, ведь стиль здесь важнее технологии. Обидно то, что сохранилось несколько старых баґив - от исчезновения текстур в поломанных задач, после которых декабря дальше пройти уже невозможно.
К приятным дополнений можно отнести комментарии разработчиков, журнал диалогов, достижения (которые беспроблемно можно получить за одно прохождение) и самое главное - вполне переработанную систему управления.
Дело в том, что оригинальная версия была "танковое управления" персонажем, с помощью стрелочек движения. На экране тогда не было никаких других указателей - на активные предметы указывал исключительно пристальный взгляд Мануэля. И инвентарь был оформлен интересно - все вещи Мэнни носил в карманах своего пиджака.
Не сказать, что подобная схема управления была вселенским злом, однако тогдашней аудитории было не совсем удобно. В обновленной же версии разработчики добавили такое желаемое тык-щелк управления, однако дали понять, что кошерным является именно "танковое управления" (так за прохождение игры таким образом дают особое достижение!).
За 17 лет Grim Fandango устарела разве что технологически, а так то до сих пор не получила себе адекватных конкурентов в жанре (и стоит признать, что Deponia Подобралась особенно близко). Это эталонная приключенческая игра с невероятным сценарием, блестящим оголосенням и сумасшедшим стилевым коктейлем. Благосклонным тык-щелк приключений и творчества Тима Шейфера даже нет смысла ее советовать, а всем остальным стоит приобрести Grim Fandango Remastered на первом же распродажи.
Это игра, которая была за что любить 17 лет назад и за что любить еще столько же времени, если не больше.
Итог
Незабываемая штука
Примечательно, если Вы:
- чтите тык-щелк приключения
- хотите смешного и одновременно взрослого сюжета
- есть на стене постер с Тимом Шейфер
Не стоит внимания, если Вы:
- тормоз
- не дружит с английским