Сейчас, после окончания прохождения SOMA , нового творения игровых ужасов Frictional Games, я перечитываю эти наивные лирические строки поэта и становится жутко от понимания, насколько точно эти слова пересказывают содержание этой игры. Как разработчики вдохновлялись стихом (кроме многих процитированных фильмов, игр и книг). Поэтому поговорим о SOMA и разберемся, почему так произошло, что ожидаемый хоррор 2015 оказался не совсем хоррор, или вовсе не хоррор.
О сюжете
Канадский молодой Саймон Джарретт при загадочных обстоятельствах попадает на подводный исследовательский комплекс PATHOS-2 через 100 лет после своего пробуждения дома в Канаде. Сказать, что он растерян - ничего не сказать. Вокруг разруха, темнота, следы крови и какая-то непонятная хрень вылезает из стен, потолка, и пола и простирается своими механически-органическими щупальцами во все стороны. К тому же пустыми коридорами станций комплекса бродят непонятные чудовища и безумные работы. Долой непонятные и загадочные начальные кулисы.
Мгновение понимания, в какой переплет ты попал, всегда озадачивает
Интрига манит на поиск ответов. Хочется выяснить и произошло с Саймоном, и куда делось целое века, и что это за станция, и многое другое. Однако заявленная в начале игры интрига развеивается в течение первых часов прохождения после знакомства с еще одним важным персонажем Кэтрин Чан, которая дает ответы на большинство вопросов.
Сюжет SOMA построен по формуле: взяли немного SystemShock 2 добавили Bioshock, приправили Fallout, забрали весь экшн и получили SOMA. И это опять история о том, как героя /избранное без памяти через средства связи ведет какая-то неизвестна спасительница, пока его преследует какое-то непостижимое беда.
Однако в отличие от других бродилок от первого лица мир SOMA - не пустая декорация с короткими отрывками из дневника. Хотя человечество прекратило свое существование вскоре до начала событий игры, герою все же случается немало персонажей, как в кадре, так и вне его. Со многими можно пообщаться, чтобы проникнуться ужасом их полуживого положения. Некоторые диалоги стоят того, чтобы стать цитатами для будущих научно-фантастических произведений (хотя на самом деле большинство точных фраз с SOMA цитируют книги и фильмы золотого века киберпанка и научной-фантастики).
Поразили моменты, где встречаешь умных полуживых существ и для дальнейшего продвижения тебе надо их убивать. Они умирают, кричат, страдают, но ничего не поделаешь, иначе не пройдешь. Это вызывает то близкое к ужасу и отвращению к самому себе.
Она боролась за жизнь до последнего, но потребляла много энергии, поэтому Саймону пришлось ее убить
Основная риторика игры вращается вокруг вопроса о том, что значит быть человеком. И речь идет вовсе не о гуманизме, который противопоставляется жестокости, нет. Сейчас рассматривается идентичность индивида, как соображений живого существа. На протяжении всей игры персонажи спрашивают игрока: где предел по которой ты больше не имеешь права называться человеком, хоть ты до сих пор думаешь, чувствуешь и мечтаешь. Ответов на этот вопрос никто не дает и в этом сильная особенность сюжета SOMA.
Однако, к сожалению, о природе всего, что происходит вокруг создатели игры решили не просто рассказать, а разжевать, перетереть, разбавить и уколоть несколько раз просто в мозг, чтобы ни в коем случае, не дай бог, вы ничего не упустили. А возрастной рейтинг в SOMA, напомню, - 17+ - еще год и ты гражданин, имеющий право избирать действующую власть и с оружием в руках защищать границы своей земли. Почему разработчики не оставили этим почти зрелым людям, ни шанса на тайну, загадку, в которой можно было бы разобраться самостоятельно, сопоставив найдены обрывки информации? Нет, все загадки разрушаются неоднократным повторением одних и тех же объяснений в разной форме. И это самая большая беда сюжета SOMA.
Независимо от того любите ли вы широкую многослойную интригу, а довольствуетесь линейным переводом истории, вам все равно будет интересно расследовать, что произошло на PATHOS-2.
О недострахе
SOMA продается в STEAM, прежде всего, как игра жанра HORROR, однако от хоррора в SOMA осталась только "Г" - настолько мало здесь чего-то страшно.
Мне, человеку робкой, не любит Скример, блевоту, кровь по стенам и кишки на елке, такое содержание страха, отчаяния, страха и обеспокоенности, которые присутствуют в SOMA, кажется оптимальным. Однако настоящие адепты кирпичных фабрик не найдут для себя здесь ни момента даже хотя бы для маленькой кирпичики играю сам, в наушниках, без света, в пустой квартире, и хотя бы екнуло где под сердцем, ан нет.
Несколько мгновений столкновения с врагом. Преимущественно предсмертных мгновений
В Frictional Games хорошо знают, что атмосферу игры на 50% формирует звук. Поэтому над ним в SOMA поработали очень хорошо. Больше заслуживает похвалу художественное решение, по полуживого звучание различных механических движений. Например выкручивания гермозапора с шлюзовой ворот отдаленно напоминает крик, деформация конструкции станции под давлением воды напоминает шаги и топот где-то за стеной. Таких примеров немало и они утверждают, что все вокруг настоящее.
Но звуковые и видеоэффекты, которые должны нагнетать тревогу, на самом деле работают, как предупреждение, что скоро будет Скример. Все обвалы, поломки, закрывания и открывания дверей гремят неистово, что тоже должно было пугать внезапностью, но когда я жду, что сейчас должно что-то упасть, то внезапность не происходит. Более того, при приближении к чудовищу, которое может больно ударить Саймона, на безопасном расстоянии в поле зрения игрока появляется цифровой шум, а если в темноте перед вами встает враг, то вообще начинает дрожать геймпад, а потому всегда есть шанс спрятаться или убежать . Добавьте к этому возможность сохраняться в любой момент и поймете, что погружение в комом атмосферу исконного ужаса не происходит.
Напомню, что продают в Steam совсем не это, а ужастик от создателей Amnesia и Penumbra. И фанаты ждут новый ужас, а ужас не приходит. Приходит только смущение и обычный страх "Ой, я упаду" или "Ой, оно меня раздавит". Не более. Горорна составляющая сводится к внезапным громких звуков и к игре в прятки с сумасшедшим роботом /мутантом /рыбой.
Последний человек на Земле. А вы думали это должно быть бородатый придурок?
SOMA ориентирована на массового потребителя, не только на любителей ужастиков. Именно поэтому довольно часто в обсуждении игры можно встретить сравнение с Cradle. Ничего удивительного, ведь ценители тык-щелк приключений найдут в новом творении Frictional Games для себя гораздо больше интересного и нового, чем приверженцы старых добрых ужасов. Да еще и нервы пощекочут необычными для них побегами с пересиживание в темных уголках, пока что-то зловещее крадется рядом коридору. Словом, даже в The Vanishing of Ethan Carter было больше ужаса, чем в SOMA.
А если взглянуть на скрытое недавно видение с изображением альтернативного начала игры, становится понятно, что разработчики сознательно снизили психологическую нагрузку на игрока, сделав декабря значительно менее страшной, чем задумывалось изначально. Именно поэтому стало значительно легче наслаждаться сюжетом, неторопливо рассматривать заготовленные подводные пейзажи и размышлять над смыслом бытия.
Альтернативный начало SOMA:
А еще таким образом игра значительно лучше продается. Ведь теперь ее аудитория состоит не только из двенадцатилетних писклявых давайпоиграем, но и из тех заветных 17+, которым не нужны родители, чтобы приобрести игрушку. Итак покупателей в SOMA будет значительно больше, чем в предыдущих игр Frictional Games. Вива, ля коммерция!
Об атмосфере
Тем не менее атмосфера игры целостная, многогранна. В ней хочется копаться, ее хочется пропускать сквозь себя, заглянув в каждую щель и открыв каждую ящик, шкафчик, кабинку с трупом и тому подобное.
И неудивительно, ведь сюжет на высоте (хотя слепленный из давно используемых шаблонов из «Матрицы», «Черного зеркала», «Горизонта событий», Dead Space, System Shock, Bioshock и т.д.). Мир живой (хотя он умер). Страшилки ну, они могли бы сработать (хотя они больше похожи на сообщение: тут страшно, бойся), но настоящего страха не вызывают. Задачи и головоломки разнообразны, хотя представление и продвижения по сюжету циклически повторяется (здесь есть своеобразные уровне и они зациклены). Это хорошая игра для широкой публики, но содержимое не соответствует описанию в магазине.
Товарищ Милое, хорошо созданьице. Жаль, что и его пришлось убить
Кстати о цикличности уровней. Структура продвижения по сюжету сводится к стандартным этапов:
Конечно, станции разные, как по архитектуре, так и за приключениями на них, но если бы выбросить из игры 3-4 одинаковые циклы (уровни), то сюжетно и атмосферно она бы ничего не потеряла, но стала бы на 5 часов короче. А массовый потребитель не любит 18 долларов за 5:00 линейной тык-щелк происшествия с псевдо страшными врагами. Поэтому имеем искусственное, хотя и мастерски выполнена, затягивание хронометража игры.
О геймплейе
Наверное, вы обратили в вес, что в этом обзоре ИГРЫ очень мало сказано именно грання и геймплей. Это потому, что его здесь чертовски мало. Почти столько же, сколько в Dear Esther. Ну, ладно, не более. Здесь можно не только двигаться вперед, а также нажимать кнопки, разгадывать простые головоломки и тому подобное.
О, а еще стелс-механика! Ну, как стелс Просто можно не только ходить и бегать, но и пробираться, когда рядом бродит глухое и тупое чудовище. Иногда, когда чудовище за вами погналось, можно просто сесть в уголке и вернуться к нему задницей. Оскорбленное таким отношением, чудовище развернется и пойдет дальше. Вот и все геймплейни особенности SOMA.
Она не умела пробираться и была слишком громкой, но теперь лежит тихонько
Следует отметить, что она неистово прекрасно играет с помощью геймпада. Даже тогда, когда Саймону дают пострелять по работе с энергетического оружия. И как я отмечал ранее, вибрация геймпада добавляет впечатлений во время прохождения. Поэтому советую не портить себе впечатлений на клавомыши.
О графике
На первый взгляд в SOMA графоний не завезли. Почему во вступительном уровне картинка некрасивая ни технически, ни даже художественно. Но с продвижением вперед графика удивительным образом расцветает. Прилагаются детали объектам, накладываются все новые и новые эффекты. Особенно хорошо становится после того, как Саймон получает первого подзатыльник от кого-то из врагов и после того долго на экране все становится на довольно длительное время красочно, немного двоится, напоминает старые фотографии. Как-то странно.
Совсем не так ожидаешь, когда выставляешь настройки графики на полную.
Позже впечатлений добавляют путешествие по морскому дня. И чем ближе к финалу, тем красивее становятся эти странствия. Появляются новые существа, вода возмущается, все шевелится, вокруг летят обломки станции, куски мертвых водорослей и облака ила, бульканьем термальный источник и светятся таинственные отродье структурного геля.
О жертве надежд
В день релиза ведущие и не очень издания наперебой осыпали SOMA заоблачно высокими оценками. И непонятно почему. Похоже, здесь сработал какой-то стадный инстинкт и все выставили игре оценки учитывая чей авторитет. К счастью с течением времени, как это обычно и бывает, эйфория от знакомства с новой хорошей игрой пошла на спад и оценка игры упала до 77 баллов из 100 и это ближе к истине.
Игра действительно неплохая и ее создателей можно было бы похвалить, если бы ими были какие-то Вася и Петя с Жашкова, что за родительские деньги покупали мивинку, пока делали эту игру во внеучебное время. Но, бляха, SOMA сделали создатели Amnesia, от которой игроки покрывались липким потом на каждом шагу, а появление преследователя едва не вырубила их от ужаса, особенно, когда он подходил к двери, за которой те тщетно пытался спрятаться.
Довольно необычный способ улучшения самочувствия. Я бы сказал, через жопу.
Конечно, есть небольшое разочарование из-за завышенных ожидания. Но если поменять свое отношение и рассматривать SOMA, как целостный самодостаточный художественное произведение с элементами отстраненного ужаса, то перед нами предстает интересная, красивая, захватывающая драма о путешествиях одиноких душ в цифровом потустороннем.
А если бездумно верить описанию в магазине, то есть мягкий, предполагаемый ужастик с пустыми, коридорными локациями и повторяющимися уровнями.
Словом, SOMA - Замечательная игра. И комфортная, и интересна. Просто не хоррор.
Итог
Весьма неплохо
Примечательно, если Вы:
- ищете смысл жизни
- занимаетесь любовью в научной фантастике
- хотите слегка пощекотать себе нервы
- цените хорошие био-техно-драмы
Не стоит внимания, если Вы:
- разбираетесь в хороших ужастиков
- ждете испытаний в играх
- не любите: много читать
Источник: