Первые несколько минут игры ты находишься в неуверенности, которую трудно с чем сравнить. Это без преувеличений шоковое состояние, которое вызывает общая нетипичные "Притчи Стэнли" и, собственно, инструменты ее влияния. Все представление игрока об играх от первого лица с помпой разрушаются перед его глазами, а четвертая стена с неописуемым треском покрывается трещинами. The Stanley Parable берет вас за руку и аккуратно извлекает из безопасной зоны. И вы понимаете, что после нее вы уже никогда не будете смотреть на видеоигры так, как вы делали это раньше.
Вы встаете с-за офисного стола в тесной каморке и начинаете свое блуждание бесконечными коридорами в теле собирательного образа офисного планктона по имени Стэнли. Приятный голос диктора бережно рассказывает вам, что больше всего на свете вы любите давить на кнопки, подсказывает, какой именно вариант пути следует выбрать, и ставит условие следующему шагу. Прекрасно озвученный Кивэн Брайтингом режиссер напишет книгу жизни бедного Стэнли в прямом игровом эфире и останется на шаг впереди в каждой из представленных ситуаций. Этот прием только поначалу казаться литературным, а при первой же вашей отказе выполнять продиктован саркастическим голосом план вы непременно поймаете себя на мысли, что объектом отображения "Притчи" является именно видеоигры, как явление.
С этим осознанием придет и понимание того, что сейчас вы в шкуре уже не аморфного Стэнли, а, скажем, Соупа МакТавиш, Гордона Фримена или, если хотите, Марио. Нет, вас не заставят брать в руки винтовку или лом, не вырастут у вашего персонажа и усы, однако в момент катарсиса The Stanley Parable напомнит вам о миллионе ситуаций из множества видеоигр - о любой момент, когда кто ставил вам задачу и иллюстрировал его простеньким планом прохода от пункта "А" в пункт "Б". Кто это делает? Зачем? И почему? "Его величество штамп", - подсказывает "Притча Стэнли", улыбается и поправляет монокль.
О, The Stanley Parable - Это настоящий музей штампов и заезженных методик воздействия на игрока . Это подробная энциклопедия недостатков игровых сценариев и дизайна. Это история болезни ленивых и ограниченных разработчиков, которые рисуют игровые миры исключительно в черных и белых красках, а серое продают за микротранзакции или оставляют для сиквелов. А еще это свидетельство того, насколько убогими самом деле современные тенденции геймдизайну, если все они оказались высмеянными в одной, сделанной двумя энтузиастами, игре.
Однако, если с помощью гениальных реплик диктора "Притча" смеется над современными видеоиграми скорее пассивно, то сама структура The Stanley Parable делает это активно и максимально эффектно. Дело в том, что главной фишкой игры является отсутствие финала в традиционном смысле - титры вы можете встретить как по первым же открытыми дверями, так и на кардинально иной локации через несколько часов после прохождения. Поэтому и пункт "Начать новую игру" в меню паузы не должен вас пугать, ведь начинать заново вам придется несколько раз. Причем каждое последующее прохождение при желании можно сделать уникальным, а эта показательная нелинейность ни на миг не покажется ненужной.
Что вам должно прийти в голову, так это то, что авторы The Stanley Parable общаются с вами на одном языке: они не боятся иногда буквально цитировать ваши любимые игры, выделяют замеченные вами проблемы и внимательно следят за фидбэк. Они провели этот проект от дешевого моду на Source к успеху в Steam Greenlight и полноценного релиза в магазине Valve, а теперь могут без помех называть себя реформаторами видеоигр, как явления.