Изначально я планировал начать обзор с утверждения, что Shadow Gambit: The Cursed Crew - это не просто новая игра от студии Mimimi, известной своими выдающимися проектами Desperados 3 и Shadow Tactics, но и продукт, который они издают. Поддерживая приобретение Shadow Gambit, мы, таким образом, поддерживаем продолжение создания качественных стелс-тактических игр этой студии. Важно учесть, что вся прибыль будет напрямую поступать в их карман. Однако, прежде чем я смог завершить прохождение игры, стало известно, что студия Mimimi начала процесс своего закрытия. Это решение не обусловлено финансовыми трудностями, как это часто бывает, а скорее обусловлено общей усталостью и желанием разработчиков уделять больше времени своим семьям. Поэтому желание выразить благодарность создателям за их вклад в индустрию только усиливается, так как это станет своего рода прощальным подарком. Руководители студии даже пообещали, что за счет продаж Shadow Gambit, их сотрудники получат значительную премию. Так что, почему бы не поддержать их прямо сейчас? Кроме того, Shadow Gambit: The Cursed Crew вполне заслуживает вашего внимания и приобретения.
Если вы дошли до этого момента, но никогда не погружались в мир игр подобного жанра, не спешите уходить. Когда-то стелс-тактический жанр получил свое развитие и популяризацию благодаря игре Commandos, однако после середины 2000-х годов он стал находиться в упадке. В частности, неудачные попытки перенести классический изометрический опыт в полностью трехмерное пространство стали одной из причин. Это затронуло также и известные тогда Commandos и Desperados. Среди современных игроков довольно много тех, кто не в полной мере осознает потенциал этого жанра. Примером тому служит и третья часть Desperados, которая, кажется, несправедливо пропускается мимо внимания. Предоставьте шанс студии Mimimi удивить вас. Сотрудники студии, начиная с их первой игры Shadow Tactics, доказали свою преданность жанру. Они хорошо понимают, за что ценился оригинальный Desperados, и способны развивать эти идеи в будущем. Учитывая, что все основные игры студии имеют демоверсии на платформах Steam или GOG, проба этого опыта вам вряд ли что-то обойдется. А кто знает, возможно, игры от Mimimi станут для вас неоткрытым кладом, после которого вы станете сторонником этого жанра. Я сам, к примеру, преодолел подобный путь.
Уже в Desperados 3 стало ясно, что команде из Mimimi не чуждо экспериментировать с фэнтезийными сеттингами, и если предоставить им возможность работать в этом жанре, они создадут нестандартных и изысканных персонажей, как, например, практикующая вуду Изабель. Поэтому неудивительно, что в Shadow Gambit: The Cursed Crew игрокам доступны не пять, а целых восемь пиратов-немерцев, обладающих уникальными магическими способностями. Особенно выделяются, на мой взгляд, канонирка Гаэль и охотник за сокровищами Квентин. Гаэль, несущая на спине пушку, может стрелять своим напарником в любую точку, включая врагов-инквизиторов. А Квентин всегда при себе держит удочку, с помощью которой может привлекать союзников или убирать мертвецов в свой бескрайний сундук с сокровищами. Звучит захватывающе, не правда ли?
Однако разработчики сократили количество способностей персонажей до трех: каждый обладает ножом, доступным всем, уникальной способностью и приемлемым для отвлечения приемом. У каждого также есть огнестрельное оружие, но оно всегда без патронов. Даже если вы найдете заряд для него на уровне, один выстрел создаст настолько много шума, что приведет к расколу половины острова. Поэтому его стоит оставить на самый крайний случай. Вот в чем заключается отличие Shadow Gambit от предыдущего проекта студии, Desperados 3. В Shadow Gambit акцент сделан не только на ближний бой, а на синхронный ближний бой с активным использованием паузы. Даже на самом высоком уровне сложности пауза остается активной, в отличие от предшественницы. Противники часто будут находиться близко друг к другу, а в финальных секторах вашей миссии вам придется быстро обезвредить 5 противников с помощью трех персонажей за 7 секунд и успеть спрятать тела, чтобы избежать встречи с наводчиком, возвращающимся через 3 секунды.
Приведу вам один запоминающийся момент. Моей целью было избавиться от трех инквизиторов, стоявших близко друг к другу и обсуждавших что-то. Один из них был прогностиком, способным отвлекать разум первого нападающего. Однако главной сложностью был следящий за инквизиторами комиссар, которого невозможно было отвлечь. У обрыва стоял солдат со звоном, время от времени взглядывавший в сторону комиссара. В добавок, через некоторое время проходила патрульная колонна мимо солдата. В моей команде были главная героиня Афиа Монекато, снайперша Тереза и корабельный врач Силейди (да, в этой вселенной даже немертвые могут болеть).
Честно говоря, мои три пиратки эффективно справились с этим вызовом, ликвидируя пятерых противников за 10 секунд, и они сделали это с изяществом, не вызвав глобальной тревоги. Я бы с удовольствием поделился этим моментом, но я был так поглощен игровым процессом, что забыл записать его. К сожалению, в самой игре отсутствует возможность сохранять полноценные реплеи, но верьте на слово, это было впечатляюще.
Что касается отсутствия риплеев, это не критика в адрес разработчиков, а, наоборот, похвала. Они настолько увлекательно анимировали способности персонажей, что игрок хочет пересмотреть всю последовательность действий, не прибегая к десяткам перезапусков и сотням активных пауз. Хотя в игре есть некоторые аналоги повторов в виде маркеров, движущихся по 2D карте, но полноценные риплеи были бы действительно впечатляющим дополнением.
В сравнении с предыдущими играми от Mimimi, Shadow Gambit внесла значительные изменения вне самого процесса прохождения миссий. Подача сюжета стала менее линейной по сравнению с Desperados 3, где по окончании одной задачи вы автоматически переходили к следующей с уже подготовленным набором персонажей. Теперь в Shadow Gambit появился хаб в виде живого корабля Red Marley. Каждая миссия происходит на полноценном острове, и игрок выбирает, какую часть острова захватить, как совершить высадку и каких трех членов проклятой команды взять с собой для задания.
Однако некоторым критикам и игрокам не понравилась такая свобода, как утверждается в их отзывах. Давайте рассмотрим эти недовольства ближе.
Первым замеченным критиками недостатком стало необходимость возвращения игрока на одни и те же острова. Это утверждение действительно верно, и некоторые острова приходится посещать 4-5 раз, причем расположение инквизиторов может меняться лишь незначительно. На первый взгляд это может показаться неудобным, однако острова в Shadow Gambit обширны, и различные задачи занимают разные части этих островов. Например, ваша цель может быть на западной части в одной миссии и на севере в другой. Даже при прохождении через ранее посещенные секторы, события развиваются по-разному из-за использования других персонажей и изменения точек высадки.
Кроме того, вылазки могут происходить как днем, так и ночью, и в половине задач у вас есть выбор подхода. Например, чтобы получить информацию о цели, можно либо найти крестьянина, предоставляющего подсказку, либо изучить записную книжку инквизиторов в другом месте. Острова в игре созданы грамотно и представляют собой своего рода небольшие песочницы-головоломки. Размещение всех противников на островах продумано с точностью, предоставляя множество обходов и секретных маршрутов. Таким образом, пространства для тактических маневров даже более обширны, чем в предыдущих играх.
Так что, хотя возвращение на ранее посещенные острова может показаться неудобным на словах, на практике это не ухудшает или не делает прохождение игры монотонным. Опыт становится более гладким и не менее интересным. И если в Desperados 3 было чуть больше визуального разнообразия, то это, возможно, единственное, на что можно высказать какое-то недовольство.
Вторым аспектом, на который обращают внимание, является возможность выбора команды, при этом персонажи, по мнению критиков, могут быть несбалансированы и делать игру слишком простой. В этом есть доля правды, так как различные члены команды могут быть более эффективными на разных островах. Однако я считаю, что это не столько проблема, сколько иной подход. Одним из ключевых моментов в этом подходе является возможность упрощения начала прохождения после тщательного планирования. Свобода выбора, предоставляемая Shadow Gambit, придает больший вес собственным решениям, потому что замена даже одного члена команды может полностью изменить динамику задания.
Например, в ходе выполнения личного квеста "Весы" я выбрал ранее упомянутых Гаэля и Квентина. Благодаря этой комбинации я смог пробежать по территории, опрокидывая пиратов с крыши на крышу и таким образом избежать многих инквизиторов. Позже я увидел, как другие игроки проходили этот же квест, и они выбирали совсем другие действия. Это нечто удивительное — каждый персонаж может оказаться невероятно полезным в неожиданных ситуациях, изменяя ход событий. И в этом заключается прелесть: один персонаж может внести такой вклад в сложную ситуацию, что трудно представить, как можно было бы обойтись без него. Хотя, конечно, есть вероятность, что справились бы и без него, просто в другом ключе.
Также влияние на выбор персонажей для следующего задания оказывает сама Shadow Gambit благодаря введению возможности улучшения способностей героев. Несмотря на общий опыт у проклятой команды, больше всего его приносят пираты из "скамейки запасных", и чем больше они пропустили миссий, тем больше опыта они приносят. Однако система улучшений сводится к развитию одного умения для каждого персонажа. Именно в этих умениях кроется некоторый дисбаланс: часть улучшений слишком ситуативны, в то время как другие являются ключевыми.
Например, у Квентина улучшается умение отвлечения. Стандартная версия этого умения включает в себя использование золотого черепа, который привлекает внимание солдат, а улучшенная версия в виде раковины выполняет ту же функцию, но противник не будет поднимать раковину. Однако эта разница может казаться незначительной, поскольку Квентин всегда может вернуть череп, бросив удочку в противника. Другой пример — квартирмейстер Пинкус. Его базовое умение позволяет увлекать тела солдат, но игнорирует комиссаров. Улучшенная версия этого умения действует на всех типов противников, и таким образом, это улучшение становится ключевым и важным для развития персонажа.
Сюжет – это единственное место, где избыточная свобода немного оказала негативное воздействие. Однако не следует думать, что история в игре оставляет желать лучшего. Нет, она отличная и вращается вокруг поисков клада бывшего капитана вашего корабля-хаба Red Marley по имени Мордекай. Сюжет включает в себя удачные повороты событий, и игра умело использует быстрые сохранения в свою пользу. Да, даже скорые сохранения становятся частью истории. Однако в сюжете редко используется словесное взаимодействие между членами команды. Во время прохождения они практически не общаются друг с другом, оставляя общение только с Марли и главной героиней. Этот недостаток особенно ощущается, учитывая, что проклятая команда является одним из ключевых элементов игры. Ее члены – мертвецы из разных уголков мира, каждый со своим колоритным акцентом и четко выраженным характером. Например, Гаэль – француженка, любящая сочинять стихи; Квентин – датчанин, гордящийся своей жадностью за золотом; Джон Меркьюри – шотландец с соответствующим акцентом и любовью к морским напевам. Поэтому столь малое взаимодействие в таком разнообразном экипаже кажется упущенной возможностью. Тем не менее разработчики все же раскрывают каждого члена команды Марли, предоставляя им интересные личные квесты, связанные с их прошлым, а также простые, но захватывающие истории, связанные с проблемами на корабле.
Если вы цените романтизированную пиратскую эстетику, как и я, то игра подарит вам еще больше приятных впечатлений. Во-первых, за создание музыки отвечал тот же композитор, что и в Desperados 3, где колоритная музыка получила много похвал. Филиппо Бек Пеккоз снова продемонстрировал свой талант, создав отличную основную тему и наполнив не менее колоритной музыкой весь Shadow Gambit. Во-вторых, заметно, что разработчики успешно обогатили игру различными фэнтезийными и мистическими элементами в стиле "Пиратов Карибского моря". В мире Shadow Gambit, где острова обладают душами, а смерть не означает конец, вы столкнетесь с магическим наследием в духе Черной Бороды и посетите тюрьму для свободных душ. Тем не менее, стоит помнить, что игра ориентирована на стелс-тактику, а не на глубокий лор, как в больших RPG или играх в открытом мире.
И, наконец, хочу поделиться информацией о эндгейме, который присутствует в Shadow Gambit. После завершения основной кампании у вас появляется еще одна секретная миссия, выполнение которой требует 85% прогресса, хотя сама кампания предлагает максимум 50%. Этот процент зависит от челленджей, однако их задачи скрыты и станут доступны только после завершения основного сюжета. Проблема заключается не в этом, так как, очевидно, разработчики не хотели, чтобы игроки отвлекались на челленджи во время основной игры. Но вот в чем проблема: челленджей слишком много, и они привязаны к конкретным островам, миссиям и персонажам. Для того чтобы выполнить все челленджи, вам придется как минимум трижды проходить каждую миссию. И хотя пятикратное посещение одного и того же острова может быть не такой уж и большой проблемой, 15-й раз может оказаться уже менее увлекательным. Если бы все челленджи были оригинальными, это было бы одно, но половина из них сводится к типовым ограничениям, таким как "не используйте мосты" или "не заходите в воду". Исключив их, эндгейм мог бы стать намного более интересным.
Итак, в итоге, самой большой горечью для Shadow Gambit: The Cursed Crew стало то, что это последняя игра студии Mimimi. Эти люди не только восстановили жанр, но и установили планку качества настолько высоко, что до сих пор ее никто не превзошел. Что касается самой игры, для меня она стала настоящим сюрпризом года. В ее свободе принятия решений заключается важность каждого шага, потому что создание красивой и слаженной цепочки событий воспринимается исключительно как ваш личный успех. Это становится заметным только благодаря вашим усилиям, а не чьим-то еще. Это всегда выглядит потрясающе. Поэтому поклонникам жанра пропускать прощальный проект Mimimi просто нельзя, а новичкам я могу только посоветовать, как минимум, опробовать демоверсию, потому что подобные игры быстро уходят в небытие.
Спонсор поста - сублімовані ягоди https://panfruit.ua/products/freeze-dried-strawberry