Далеко не впервые игротворцы пытаются рассказать нам чувственную историю и создать колоритный мир, не применив ни одной реплики — вспомним лишь Journey, Brothers: A Tale of Two Sons или Inside ( обзор ) . Приключенческая игра Virginia казалось, пополнит этот перечень. Ее демо-версия сразу подкупала нотками “Твин Пикс”, “Настоящего детектива” и даже “Секретных материалов”. Впрочем, релизная ее облик настолько быстро разлетается на куски, что спрашиваешь себя: “И на вот ушло два года?”
Настоящий дете о, лампочка!
События игры, как можно догадаться из заголовка, происходят в штате Вирджиния. Анна Тарвер, свеженазначенная агентша ФБР, отправляется вместе с напарницей в городок Кингдом расследовать исчезновение сына священника. Ко всему, отдел внутренних расследований поручил Анне следить за своим неблагонадежным товарищем. А еще она темнокожая. То есть они оба темнокожие, Анна и ее напарница Мария. И это ну капец как важно.
С самого старта игра наращивает темп с помощью монтажа. Мы получаем удостоверение агента на торжественном посвящении — бац! — мы сидим в кабинете начальника — бац! — мы впервые встречаем Марию Гальперин — мы едем к Кінгдома — бац! — мы оказываемся во сне Анны — бац! — мы показываем священнику наши значки и проходим в комнату пропавшего мальчика Еще несколько минут после этого игра Virginia сохранять иллюзию того, что перед нами триллер с примесями чего-то причудливого. А потом все пойдет по женских половых органах (за дикого акцента на пола персонажей крайне уместно).
Женщины одного цвета
Для Virginia вы не игрок. Уже в главном меню вам об этом откровенно говорит пункт “Начать фильм”, а не “игру”. Исследования, свободы и богатства взаимодействия для вас не предусмотрено — идите вперед и время от времени щелкните мышкой, чтобы сценка продолжилась. А часто даже идти не надо — просто ждите и щелкайте.
Ладно, скажете кто, если игроком меня делать не хотят, то хоть побуду зрителем. Посмотреть здесь есть на что — стильные трипы-кошмары Анны, душевные сцены дружбы и раздора обеих женщин, мирный завтрак, познания семейной трагедии Марии. Особенно удались две цепочки сцен: в первом Анна идет по головам к вершине карьерной лестницы, сажая за решетку своих мужчин-коллег, а затем замыкает круг, сама став начальником ФБР и соблазнив молоденькую агента стать на падлючий путь; в другом она бывает в телах в головах мужчин, с которыми сталкивалась, обнажая их черные тайны и душевные раны. АЄОА.
Это всего лишь сценки, которые никак не складываются в целостную историю. Монтаж, призванный нагнать темп, делает полутора-двухчасовую игру крайне затянутой и скучной, а отсутствие нормальной композиции вообще отбивает охоту играть дальше. То есть ты понимаешь, что в центре стоят взаимоотношения двух темнокожих женщин, что Анна в видениях пропускает сквозь себя трудности признания: она ведь цветная женщина, которая смогла стать полноценным агентом — а это для 90-ых неабякий подвиг. Здесь и ассоциативная схема “мужчина-враг”, и уже упомянутые мотивы доминирования над этими же мужчинами и отождествление себя с ними. Но что толку с проталкивания сексуалізованих образов, если истории здесь нет, только тасований набор сцен.
Стоп, а что с пропавшим мальчиком? Именно с него все началось, и неужели это исчезновение так и оставят нераскрытым. Нет, нет, не переживайте, его забрали инопланетяне он просто застал, как молоденькая девочка доработала его папе-священнику минет, и убежал из дома. Анна и Мария увидели его мельком, но не остановились, потому что кому он к черту упал, тот пропавший мальчик? Здесь же у нас тяжелая женская судьба в центре внимания!
Малость на откуп
Полтора часа — именно столько длится Virginia . За это время ее хотелось бросить добрый десяток раз. И лишь две вещи не давали этого сделать. Во-первых, внимание к безделушкам, пусть речь идет о интерьер или мимику персонажей. В основном уровне как не имеют возможности, так и весьма скупы на информацию, хотя бывает, несколько ярких штрихов способны рассказать что-то о персонаже. Куча неразпакованих коробок в квартире Анны, больничную койку в доме Гальперин, ружья и охотничьи трофеи перед письменным столом священника и тому подобное. Но куда больше поражает то, сколько низькополигональные дрова способны показать одними лишь движениями бровей и губ. Особенно это заметно в сцене знакомства с Марией Гальперин — ее офис запихнули в подвал, подальше от людского глаза, а сама она при первой встрече держится настороженно, неохотно идет даже на зрительный контакт. И лишь постепенно лед ее замкнутости вскрывается.
И самая большая ценность Virginia — музыка. Фактически все эмоции, которые вызывает игра, завязанные на местных мелодиях. Каждая композиция — это попадание в десяточку, а три мелодии вообще заставляют попросить разработчиков, чтобы они игру продавали в придачу к саундтреку, а не наоборот. Пражский симфонический оркестр дерьма не делает — кто припоминает музыку из третьей “Готики”, тот знает, о каком уровне речь.
Virginia не смогла стать ни хорошей игрой, ни приличным интерактивным кино. Это набор сцен, который слишком уж сосредоточился на женщин в исключительно мужской сфере вместо создания складной истории — хотя где-то на задворках рябит и тема педофилии, и молодежной наркомании, и корпоративного “волчатничества”. Но нет, у создателей свои приоритеты.
Артхаус водится не только в кино, но и среди игр. И часто бывает в нем автоцензура, мол, нет, я не должен зевать, потому что это творческий замысел, это высокое, это почерк художника. И не следует оправдывать ни фильмов ни игр, если за художественными амбіцями скрывается скучный кавелдик. Пусть даже и с чудесной музыкой.
Итог
Эпическое мусора
Стоит внимания, если Вы:
- ультимативная форма старого коня
Не стоит внимания, если Вы:
- ожидали если не игры, то хотя интерактивного кино
- повелись на аллюзии к "Твин Пиксу" и X-Fіles
Спонсор поста - прохождение Клуб Романтики